На севере Гватемалы археологи из
Испании и Гватемалы впервые обнаружили настенную роспись майя,
выполненную в технике живописи по сырой штукатурке. Уникальность этой
находки, датируемой VIII веком до н. э., в том, что она является первым
из изображений эпохи майя, где художник специально писал именно так —
чтобы мазки выглядели более естественно.
Напомним, что в северо-восточных районах
департамента Петен (Petn), граничащего с Белизом и Мексикой, где и
была обнаружена стена с фресками, располагались такие огромные
ритуальные центры майя, как Тикаль, Наранхо, Накум и Олмуль. Уникальное
изображение находится на разрушенной стене дворца майя, построенного в
поздний классический период (600 — 900 годы). Сюжет фрески основан на
историческом событии, связанном с приношением даров. На фреске
изображены мужчины, женщины, дети и старики, а также множество
иероглифов, передает El Nuevo Herald.
"На сегодняшний день это первая
настенная роспись майя, которая выполнена в стиле фрески, — объясняет
научный руководитель археологических раскопок испанка Кристина Видаль
(Cristina Vidal). — Эта живопись напоминает фрески периода итальянского
Возрождения. Прежде в культуре майя нам были известны только росписи а secco (по
сухой штукатурке)". По словам испанского эксперта, такая техника
живописи, когда краски разбавляют водой, очень напоминает ту, которую
Микеланджело использовал для работы над росписью Сикстинской капеллы.
Специалисты-археологи не
исключают, что подобные фрески сохранились и в других малоисследованных и
труднодоступных местах. Археологические раскопки в районе городища
Ла-Бланка (La Blanca) в гватемальском департаменте Петен начались
фактически менее десяти лет назад, в 2004 году. В изысканиях принимают
участие ученые из испанского Политехнического университета в Валенсии и
университета Сан-Карлос в Гватемале.
Центральное Гватемальское нагорье —
место, где была сделана уникальная находка — один из важнейших центров
Юго-Восточной Мезоамерики вплоть до испанского завоевания. Эта обширная
область была покрыта сетью динамично развивающихся могущественных
политий и густонаселенных протогородских центров. Здесь сформировались
две системы политических и торговых союзов: Ла-Вента — Сан-Исидро —
Чиапа-де-Корсо — Акапулько — Санта-Роса — Ла-Либертад и Сан-Лоренсо —
Лагуна-Сопе (восток Оахаки) — Цуцукули — Масатан — Ла-Бланка — Эскуинтла
— Каминальхуйю.
Современная историческая наука не
располагает достоверными сведениями о том, насколько велика была
численность майя на протяжении позднеклассического периода и как в
действительности управлялось их государство. С уверенностью специалисты
говорят о том, что огромные поселения майя в Мезоамерике, которые часто
называют "городами", не были городами в привычном для нас понимании.
В искусстве майя, говорят специалисты,
не ощущается какое-либо внешнее влияние. Художники майянской культуры
получили свободу идти своим оригинальным путем. Они выработали свой
великолепный художественный стиль, который по глубине самоанализа
напоминает художественные стили Азии, а по своей натуралистичности
художественные стили Европы и Средиземноморья.
Майя не интересовала объемность
изображения, хотя при желании они могли придавать своим изображениям
глубину и перспективу. Искусство майя двухмерно, живописно,
повествовательно и барочно, перенасыщено украшательством и гротеском.
Майя позднеклассического периода были, если не считать их современников,
перуанских индейцев мочика, единственным народом Америки, который
пытался передать в портретных изображениях всю уникальность
индивидуальных характеров.
Широкую известность приобрело,
обнаруженное в 1946 году американским фотографом Джайлом Херли благодаря
помощи местных жителей — майя-лакандонов, археологическое городище
древних майя Бонампак. Небольшое и заурядное местечко прославилось
благодаря великолепным настенным росписям, сохранившимся в одном из
храмов главного акрополя. К изучению фресок в Бонампаке приступили в
1948 году. На фресках Бонампака, чей расцвет также пришелся на позднюю
классическую эпоху, изображены торжественная процессия, посвященная
празднованию победы, и ритуальные танцы.
Историки культуры не сомневаются, что у
древних майя классического периода была повсеместно распространена
традиция росписи внутреннего пространства наиболее значимых культовых и
дворцовых сооружений. Однако в силу климатических условий и
недолговечности материалов (ведь фрески выполнялись натуральными
красителями по оштукатуренной стене) настенные росписи майя очень плохо
сохранились.